Пушкин А.С. Возражение на статьи Кюхельбекера в "Мнемозине" (1825 – 1826)
Статьи "О направлении нашей поэзии" и "Разговор с г. Булгариным",
напечатанные в "Мнемозине", послужили основанием всего, что сказано было
противу романтической литературы в последние два года.
Статьи сии написаны человеком ученым и умным. Правый или неправый, он
везде предлагает причины своего образа мыслей и доказательства своих
суждений, дело довольно редкое в нашей литературе.
Никто не стал опровергать его, потому ли, что все с ним согласились,
потому ли, что не хотели связаться с атлетом, по-видимому сильным и опытным.
Несмотря на то, многие из суждений его ошибочны во всех отношениях. Он
разделяет русскую поэзию на лирическую и эпическую. К первой относит
произведения старинных поэтов наших, ко второй Жуковского и его
последователей.
Теперь положим, что разделение сие справедливо, и рассмотрим, каким
образом критик определяет степень достоинства сих двух родов.
"Мы, напр...", выписываем сие мнение, потому что оно совершенно
согласно с нашим.
Что такое сила в поэзии? сила в изобретенье в расположении плана, в
слоге ли?
Свобода? в слоге, в расположении, — но какая же свобода в слоге
Ломоносова и какого плана требовать в торжественной оде?
Вдохновение? есть расположение души к живейшему принятию впечатлений,
следственно к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению
оных.
Вдохновение нужно в поэзии, как и в геометрии. Критик смешивает
вдохновение с восторгом.
Нет; решительно нет: восторг исключает спокойствие, необходимое условие
прекрасного. Восторг не предполагает силы ума, располагающей части в их
отношении к целому. Восторг непродолжителен, непостоянен, следственно не в
силе произвесть истинное великое совершенство (без которого нет лирической
поэзии).
Гомер неизмеримо выше Пиндара; ода стоит на низших ступенях, не говоря
уже об элегии; трагедия, поэма, сатира все более ее требуют творчества
(fantaisie), воображения — гениального знания природы.
Но плана нет в оде и не может быть; единый план "Ада" есть уже плод
высокого гения. Какой план в олимпийских одах Пиндара, какой план в
"Водопаде", лучшем произведении Державина?
Ода исключает постоянный труд,без коего нет истинно великого.
Восторг есть напряженное состояние единого воображения. Вдохновение
может быть без восторга, а восторг без вдохновения не существует.
|