Удел профессионалов (опрос, проведенный "Литературной газетой")
В нашей дискуссии уже выступили ведущие критики
России: Павел Басинский, Лев Пирогов, Инна Ростовцева,
Алексей Шорохов, Андрей Столяров, Алексей Балакин,
Вячеслав Куприянов, Павел Ульяшов, Сергей Кладо,
Виктор Топоров, Николай Переяслов и Владимир Яранцев,
Александр Люсый и Капитолина Кокшенева, Сергей
Казначеев и Владимир Бондаренко, Елена Мурашова
в № 28 – 30 в июле, №№32 – 38 в августе-сентябре,
№ 41, 43 в октябре, № 46, 47 в ноябре, № 48, 49
в декабре с. г.
Но вот этот материал в уже привычной читателям «ЛГ»
дискуссии несколько необычен. Мы побывали на недавно
прошедшей книжной ярмарке «Non-fiction» и просто опросили не
успевших спрятаться от нас посетителей ее и гостей.
На безжалостные вопросы последовали не менее уничтожающие
ответы. Каковые и публикуем.
Максим КОЛЧАНОВ, преподаватель:
– Читаю достаточно часто. Но конкретные издания
и имена сейчас не назову. На ярмарке искал специализированную
литературу – по туризму. К сожалению, не нашел.
Тамара Федоровна ВИНОГРАДОВА, ведущий научныйсотрудник
АО НИИРК:
– Современную критику читаю крайне редко. Приобрела
детскую литературу: Лора Уайлдер, «Домик в прерии»
и другие – для внучки.
Валерий ДУДАРЕВ, журнал «Юность»:
–
Читаю. Лев Аннинский, Инна Ростовцева – вот два
имени, которые мне интересны. Наметил приобрести
ряд изданий, касающихся Серебряного века.
Максим АМЕЛИН, поэт:
– Читаю в основном в Интернете, Агеева в «Русском
журнале». Читаю Машу Ремизову в «Континенте»,
Басинского в «Литгазете». В общем, есть что почитать.
А купил я одну-единственную книгу – восьмой том
«Библиотеки древнерусской литературы».
Ольга, читатель:
– Критику не читаю. Профессионально мне это не необходимо.
Приобрела последний роман Умберто Эко и книгу
Бенвенуто Челлини.
Юрий ВИГОРЬ, писатель:
– Современную критику не читаю – я ее не вижу. А
книги имею возможность приобретать и в других
местах.
Евгений БУНИМОВИЧ, поэт:
– Современную критику читаю на уровне газетных колонок.
У нас есть вечный Немзер, который, по-моему, единственный
читает все. У нас есть обширный спектр критиков
от Басинского до Курицына – все они по-своему
интересны, потому что, читая каждого, понимаешь
тот угол, который он освещает. В силу моих литературных,
а также организационных интересов я вынужден читать
весь диапазон современных критиков. Хотя зачастую
не столько читаю, сколько пробегаю глазами, нахожу
имена и обчитываю вокруг них. Мне кажется, скорость
письма, которая сегодня предложена, не предполагает
того, чтобы ты задумывался после каждой фразы,
написанной критиком или литературоведом. Что касается
приобретения книг, драма тут вот в чем. Я сам
член экспертного совета ярмарки. И каждый раз
сумка у меня набивается книгами, подаренными знакомыми.
И если мне хочется что-то приобрести, я тут же
представляю, как разбухают мои книжные полки…
Но меня радует другое. Если первые две ярмарки
собирали людей, которых я в основном знал, то
теперь просто много посетителей. Это очень хорошо.
Существенный момент ярмарки: к ней все стараются
что-то приурочить – какое-то издание или премию,
например, нынешнюю «Московский счет».
Елена ПАРШКОВА,директор издательства МИК:
– Критику я читаю, но только тогда, когда мне звонят
и говорят: про вас написали в такой-то газете.
А на ярмарке такое количество хороших книг, что
сразу хочется купить очень-очень много. Но пока
купила две книги о Париже.
Олег ФОЧКИН, обозреватель «Московского комсомольца»:
– Конечно, читать хочется больше не критику, а сами
книги. Ведь критика выходит постфактум. А из современных
критиков мне сегодня интереснее те, кто пишет
о фантастике. Те, кто работает в журнале «Если».
Например, Дмитрий Байкалов. Они не только глубоко
анализируют современную фантастическую литературу,
но дают и весь спектр литературы по утопиям –
и та, что была, и та, что есть. То есть они не
только анализируют книгу, но анализируют прошлое,
настоящее и будущее. Именно этого не хватает современной
литературной критике. Приобрел же здесь, естественно,
Умберто Эко – и для себя, и для друзей. И «Баудолино»,
и «Остров Накануне».
Дмитрий СТАХОВ,писатель, журналист:
– Современную критику читаю: в основном книжные
обзоры в газетах. Не могу сказать, что мне это
нравится, но я постоянно читаю Николая Александрова.
Читаю Льва Данилкина, хотя как критик он мне не
нравится. И смотрю обзоры в Сети, в «Русском журнале».
Там разные критики. А приобрел следующее, с критикой
не связанное: Кагарлицкий, «По поводу глобализма»,
эта тема меня интересует; очень хорошая серия
«Повседневная жизнь», я взял из нее две книжки
– «Время Фрейда» и «Москва 30 – 40-х годов». Подарил
мне книгу Рой Медведев про десять самых знаменитых
политиков России. И приобрел книгу Славоя Жижека
про Ленина.
Наташа, пенсионер:
– Современную критику не читаю, поскольку доверяю
сама себе, своему вкусу. Современных критиков
по именам не знаю. Читаю в основном духовную литературу,
а не художественную. Купила я очень много детской
литературы для развития внуков.
Галина Михайловна ЩЕТИНИНА, главный специалист
Министерства по делам печати:
– Последней читала в журнале «Знамя» статью Сергея
Чупринина о массовой литературе, о том, как она
делается. Мне интересны такие статьи, в которых
речь идет о феномене издательских и авторских
проектов. А нравится мне книжная серия «Иностранной
литературы» «Иллюминатор». Открыла для себя потрясающего
писателя Пола Теру. Но открыла словно бы с конца,
прочитав его дневники. Затем и другие произведения.
В нем что-то есть от наших шестидесятников.
Юрий ГРИБОВ, студент Института электроники и математики:
– Современная критика меня не интересует. А хотелось
приобрести большую книгу сказок. Но не хватило
денег.
Галина Сергеевна, пенсионер:
– Литературную критику совершенно не читаю, поскольку
много лет не покупаю и не читаю романы. Читаю
только критику на кино и театральные постановки
в газете «Культура». Там же – очерки и воспоминания
Зои Богуславской.
Здесь купила книги по философии, истории древнего мира
и «Литературные скандалы пушкинской эпохи» О. Проскурина.
Андрей МИРОШКИН, газета «Книжное обозрение»:
– Да, конечно, читаю современную критику. То, что
публикуется в «Литературной газете», «НГ- Exlibris», «Времени новостей», «Афише»,
«Коммерсанте», «Ведомостях». Уважаемые мною критики
– Лев Данилкин, Андрей Немзер, Александр Агеев,
Александр Архангельский, Павел Басинский, Сергей
Чупринин.
Приобрел книги А. Кара-Мурзы «Знаменитые русские о Неаполе»,
С. Чупринина «Перемена участи»,С.
Жижека «Тринадцать подступовк Ленину».
Александр ЛЮСЫЙ, культуролог:
– Из современной критики предпочитаю эссеистику
на стыке с философией, Михаила Рыклина, Валерия
Подорогу, Виктора Топорова. Последний изучает
пространственный фактор в литературе («московский
текст», «петербургский текст»), я использую в
своих работах эту же методологию.
Купил Т. Цивьяна «Семиотические путешествия», С. Жижека
«Тринадцать подступов к Ленину», – эта книга может
«взбодрить» наш интеллектуальный климат, и «Лексикон
нонклассики» – издание, которое может поспособствовать
систематизации нашей интеллектуальной жизни.
Илья КУКУЛИН, редактор отдела современной литературыи культуры журнала «НЛО»:
– Критику читаю регулярно. Моих друзей, с которыми
мне интересно спорить, я читаю с удовольствием
не потому, что думаю то же самое, мне просто интересно
знать, что они пишут. Это Дмитрий Кузьмин, Ирина
Каспэ, Данила Давыдов, Дмитрий Голынко-Вольфсон.
Стараюсь следить за тем, что пишут критики других
направлений: Мария Ремизова, Сергей Чупринин…
Есть современные критики, которых я не читаю принципиально:
Владимир Бондаренко, Виктор Топоров.
Мне обидно, что критики слишком мало интересуются
собственно анализом представляемых книг и слишком
много интересуются политическими и сплетенными
скандалами вокруг книг, ну что уж тут поделаешь!
Из приобретений хочу отметить прозу Константиноса
Кавафиса в переводах Ирины Ковалевой, сборники
стихов и прозы лауреатов премии «Дебют» и только
что вышедшую в Иванове детскую книжку Игоря Жукова
«Похитители старичков и старушек». Это сказка-детектив
– остроумный жанр, который был развит в нашей
детской литературе в 70-е годы, давненько хороших
книг в нем мне не попадалось и вот наконец попалась.
Опрашивали: Надежда ГОРЛОВА, Сергей МНАЦАКАНЯН, Александр ЯКОВЛЕВ.
|