Лев Аннинский. Чего ищете?
Мне, конечно, тоже очень интересно, отчего сдохла наша литературная критика: покончила ли она с собой, угроблена ли последствиями государственной опеки или, напротив, последствиями исчезновения оной.
Хотя, признаюсь, есть оттенок
двусмысленности в том, что я соглашаюсь рассуждать
о конце критики, себя уже не чувствуя полноценным
представителем жанра. Вернее, чувствуя себя тем
самым отступником, дезертиром, беглецом с поля
боя, то есть с того самого «полигона», на котором
критики оценивали прочих пишущих: либо отстреливали,
либо увенчивали.
Вообще-то я не хотел покидать
дело, для которого, как я надеялся, был создан,
но вот необходимость судить меня просто ставила
в тупик. Да кто я такой, чтобы судить других?
Куда деваться от этой роли?
В литературоведение?
Какое там «ведение», никакой я не учёный. А просто
отнесло меня к событиям, участники которых были
вне досягаемости моей карающей длани и на мои
приговоры реагировать не могли. А ещё лучше –
в историю, подальше, поглубже, туда, где ещё и
«текстов» для оценки не было, и не надо было прокурорствовать
над ними.
Вадим Кожинов проделал эту эволюцию
нагляднее всех: от текущей критики – в историю
литературы, и дальше – в историю как таковую.
Ну а занимаясь историей как таковой,
я чем занимаюсь? Да теми же текстами. Свидетельствами,
документами, «строчечным фронтом». По методу то
же самое: истолкование букв. Только ранее я должен
был истолковывать романы и поэмы, которые кто-то
выдумал, а теперь откликаюсь на что угодно: на
старые письмена, письма, писания, записки, заметки,
затеси... Одно необходимое условие: реальность
должна быть записана. Или произнесена и записана.
«Язык есть непосредственная действительность мысли»,
а мысль – единственное, что неопровержимо свидетельствует
о бытии.
Так что же исчезло из этого «литературно-критического»
осмысления, переставшего быть «литературной критикой»?
Замечательно это учуяли мои коллеги,
собравшиеся на консилиум вокруг окоченевшего тела:
кончилось то, что началось с Белинского. Недоучка,
заводной фантазёр, самозабвенно менявший точки
зрения, невменяемый спорщик, вроде бы и не державший
сверхзадачи, – прожёг-таки Россию. Поджёг! Так
что в следующем веке гасить пришлось всем интеллектуальным
миром, меняя «Вехи». Да и то безуспешно.
Лев Пирогов хорошо обрисовал
то, что делал Белинский. Не тексты он разбирал,
а произведения, и не произведения оценивал, а
поступки. Учитель жизни! И сверхзадачей у него
в конце концов оказывался пафос. Волнение, огонь
души. При любой «позиции», в сущности мало чего
стоившей.
Так первопричина-то в том, что
Россия была готова зажечься! И в этом огне всё
попутное горело синим огнём. В том числе и всякие
дикости. И то безумие, которое в самом поджигателе
пламенело. «Кто первый писатель на Руси?» Да что
это за пошлость, что за чушь номерная! А ведь
тоже от Белинского идёт. Он-то отгорел, а Чернышевский
уже тут как тут: судить писателей, приговоры выносить,
и уже не пламенно, а каменно. А там уже и заплечные
мастера марксистского закала вооружаются, советские
прокрусты 20–30-х годов. И самозабвенная мечта
о «первом писателе на Руси» выворачивается обоймами
литноменклатуры, «секретарской прозы», лауреатской
поэзии.
И ведь не только в официоз сбежал
этот огонь, но и в зеркальную оппозицию официозу,
к «новомировским» бичевателям 60-х годов. Я недавно
прочёл в дневниках Лакшина похвалу Рассадину за
«беспощадность». Откуда они набрались этого карательного
неистовства?
Да от Неистового же. Пока горит
душа, можно терпеть этот шахсей-вахсей. Отпылало
– только сажа и остаётся. «Литературная критика
умирает». Ну так туда ей и дорога.
И пока не запылает, ничем вы
её не разогреете. Ни теперь, ни в прошлом. Хоть
одну фигуру назовите до Белинского, кого хотелось
бы перечитывать непрофессиональными глазами, просто
для души. Кого-нибудь вроде Полевого или Надеждина.
Или как Тредиаковский и Сумароков зубатятся: кто
лучше написал?
А теперь? Вы думаете, что хоть
один нормально дышащий человек захочет копаться
в нынешних отвалах? Судить об оттенках дерьма
в новых опусах Сорокина? Выяснять, чем Донцова
отличается от Марининой? Или какие новые проекты
вынашивает Акунин? Да они про себя смеются над
вами, а допрежь того – над читателями. Обслуживание!
Релаксация! Оборот веществ. Очищение от шлаков.
Регулярно. По книге в сезон.
Дуня Смирнова в «Школе злословия»
спросила меня: «Что вы всё о вечности? Дайте мне
нормальный роман года!»
Думаешь о вечности – будет жить
твоё детище, и не год, а сколько бог даст, пребывающий
в вечности. Целишься продержаться год – ни мгновения
не продержишься: сразу на помойку, в унитаз, Сорокиным
освящённый.
И вы ещё ищете критиков, которые
согласятся всё это разгребать?
Фельетонистов ищите! Правильно
сказал Кожинов: для них работа.
Есть фатальный ход базисных событий.
Выстраивала Россия духовную структуру, выверяла
душевную ауру – Слово становилось знаком Абсолюта,
народ – народом Книги, Пушкин – «нашим всем»,
Белинский – властителем дум.
Испарилось «дум высокое стремленье»,
и ничего вы не реанимируете. Прах, драка из-за
премий, тусовка.
Но талантливые люди есть?
О, с этим на Руси всё в порядке.
Умников у нас маловато... умники в «НЛО» сидят,
тексты инвентаризируют. А мы, русские, народ по
преимуществу талантливый (угадайте, умники, кого
я цитирую).
Так вот, талантливые перья просто
истекают ядом, прирождённые бойцы лупят кого видят,
кружась по опустевшему полигону литературной критики.
Не жалко было бы времени – выписал бы хотя бы
из текущей дискуссии те характеристики, какими
наградили друг друга представители пишущей братии
– это ж фейерверк! Сплошные
нокдауны!
Ах, как славно пойдут в дело
эти таланты, как утолятся эти темпераменты, если
только возникнет в литературе и в реальности утраченное
одушевление! Если загорится народ верой в себя
и в свой жребий! Если люди начнут читать не «тексты
на год» или «на сезон», а связную исповедь, из
книги в книгу, от писателя к писателю.
Вот связь критика и осмыслит.
А комментировать упоённую бессвязность – это всё
равно, что торговать воздухом.
В стиле современной количественной
энергетики задача формулируется так: «нужна перезагрузка».
И впрямь: если нас обесточил Чубайс, так, может,
он и смилостивится?
Ну да, дождетёсь вы. То есть
дождётесь, конечно, но не того, что началось с
Белинского. Тот никакого подключения не ждал:
внутри всё пылало. Чахоткой отходило, кровью выхаркивалось.
Угодно вам называть это «перезагрузкой»
– пожалуйста. Только не прозевайте: она уже идёт.
Трясёт человечество от геополитических сдвигов.
Советский Союз развалился. Символически значимые
башни Америки (достроила-таки она Вавилонскую
башню) рухнули. С Юга на Север выстраивается очередь
самоубийц. Преставляются светы.
Если уж в предчувствии кровавого
двадцатого века благополучный девятнадцатый начал
когда-то харкать кровью, и революционеры полезли
на стену, крича, что она гнилая, – вот где предчувствие
беды делает честь русской «непредсказуемой» душе!
– так и дальше всё будет. Хотите возрождения литературной
критики? Приготовьтесь. Только не к триумфам.
Великая культура рождается из
великой боли. «Жаль только, жить в эту пору прекрасную
уж не придётся ни мне, ни тебе».
Попутно, кстати, разрешится и
чесоточный вопрос о том, кто первый писатель на
Руси.
Осталась бы только Русь. А то
бывает: права человека есть, а человека нет.
|